01.06.2012
Оправдание деревом
- премия
- современная архитектура
Дом Лунгиных. Архитектор Сергей Кругляк.
информация:
Премия в области деревянной архитектуры АРХИWOOD в этом году вручалась в третий раз. Генеральный партнер - компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA), соорганизатор - PR-агентство «Правила Общения». Официальный партнер - Курорт «Пирогово», партнер – компания PINO. Руководитель проекта – Юлия Зинкевич. Куратор – архитектурный критик Николай Малинин.
Экспертный совет сформировал из ста с лишним заявок шорт-лист, жюри выбрало победителей. В рамках Московской биеннале архитектуры состоялась выставка АРХИWOOD перед фасадом ЦДХ. 25 мая, на торжественной церемонии в конференц-зале ЦДХ назвали победителей в пяти номинациях: загородный дом, общественное сооружение, малый объект, арт-объект, дизайн городской среды.
Прежде чем перейти к обзору победивших, несколько слов о Премии. АРХИWOOD – это оправдание архбиеннале и совмещенной с ней выставки Арх-Москва. Почему? Парадигма здания-аттракциона, правившая архитектурным миром в 1990-2000-х, была отменена кризисом. В большой архитектуре за редкими исключениями показывать особо нечего. Теперь актуальна архитектура экологическая, неброская, долговечная либо легко утилизируемая. Тире деревянная. Ее и пропагандирует АРХИWOOD. С какой стороны ни посмотреть, АРХИWOOD встраивается во все мировые тенденции. Тут тебе и социальный смысл: многие деревянные объекты создают уютные пространства для публики (пляж, каток, кинотеатр в Парке культуры, архбюро ВАУХАУС). Кроме того, деревянная архитектура – это инициатива снизу, повод для самоорганизации людей, что так ценно и является главным трендом сегодня в стране (фестивали «Архферма» и «Архстояние»). Ну, а частные деревянные дома – всегда актуальная тема. Нет во всех этих деревянных постройках ни официоза, ни огромных денег, ни чиновников, ни капризных строителей – всего того, что так затрудняет жизнь большого бетонно-стеклянного здания. Отсюда и высокое архитектурное качество.
В этом году к прекрасной организации Премии добавилось еще два измерения: изучение исторических памятников деревянного зодчества, постепенно исчезающего в российских городах, и пропаганда деревянного строительства в регионах, куда ездила выставка АРХИWOOD. Плюс куратор и организаторы держат марку: красивый информативный каталог (мои знакомые выстраиваются в очередь, чтобы его посмотреть), и неизменно высокий уровень экспозиции. (Не говоря уже о церемонии и последующем праздновании, которое посетили сотни человек и которое стало главным модным событием биеннале). В этом году на нее даже объявлялся конкурс, и экспертный совет много часов не мог выбрать победителя – так много было хороших работ.
Итак, в номинации «Загородный дом» жюри (в которое вошли архитектурный критик Николай Малинин, архитекторы Николай Белоусов, Александр Ларин, архитектор-художник Александр Константинов, специалист по деревянному зодчеству Ольга Севан, главный редактор журнала «Архитектурный вестник» Дмитрий Фесенко, австрийский архитектор Вернер Нуссмюллер, актер Даниил Страхов), присудило вместо первой две вторых премии. Одну из них получили Валерий Борзиков и Иван Кибирев за крымский Шанти-дом по мотивам Бакминстера Фуллера. Другую вторую премию жюри присудило Александру Леонову и Светлане Васильевой за «Активный дом», выигравший в одноименном конкурсе. Он славен технической экологической начинкой, энергосберегающей ориентацией по сторонам света, деревянной обшивкой, а также грамотным образом современного экологического дома, впрочем, скучноватым.
Специальный приз жюри «За создание нового образа загородного поселка» получили Алексей Розенберг и Петр Костелов за дом в поселке «Конаково ривер клаб» в Тверской области. Это наложение на дорогой особняк с двусветной гостиной и террасой на крыше образа «барака», облицованного драными досками. Образ вполне выражающий национальную идентичность, поскольку в России, по словам Эрнста Неизвестного, привыкли все мерить тюрьмой и войной. И соотносится с темой биеннале - «Идентичности», придуманной Бартом Голдхоорном.
Народ же выбрал Дом Лунгиных (режиссера и его сына-художника) – за поэтичность и попадание в российский стародачный контекст. С одного фасада дом скромен, невысок, деревянная обшивка имеет «ржавую» раскраску, как в старой скандинавской архитектуре. А внутри открывается трехэтажное пространство, гостиная с окном во всю стену и терраса под соснами, нависающая над оврагом. Это так архитектор Сергей Кругляк обыграл рельеф. Мне кажется, если бы великий Питер Цумтор был в жюри, он, умеющий прислушиваться к пространствам, выбрал бы этот дом за ненарочитость и чувство счастья, которое он внушает даже по картинкам.
В номинации «Общественное сооружение» победителем в народном голосовании стал Инфоцентр на Архферме Ивана Овчинникова – реконструкция промздания, где старые кирпичные стены сочетаются с деревом во всех его проявлениях (стеллажи, столы и скамейки и даже светильники).
Жюри признало лучшим Шахматный клуб в ЦПКИО им. Горького (Александр Рябский, Ксения Харитонова, Михаил Звягин) – похожее на протестантскую церковь легкое пространство с конструкциями из клееной древесины и пропускающими свет фасадами из реечек. Которое пользуется успехом у шахматистов и вообще украсило город.
На церковь, точнее часовню, похож еще один призер в номинации «Малый объект». Это «Оранжерея» в «Пирогово» мастерской Тотана Кузембаева. Остекленный объем с высокой скатной крышей и ажурной деревянной конструкцией имеет замечательные пропорции. Наибольшее впечатление производит этот подсвеченный райский сад посреди заснеженного леса.
Народ в этой номинации отдал свои голоса цветной «пиксельной» террасе, построенной ТАФ «Архпроект» и DarkDesignGroup на берегу озера в окрестностях Уфы.
«Артобъект» - номинация, поставщиком для которой являются постройки фестивалей «Архстояние» и «Архферма». В конкурсе профессионального жюри выиграл объект «Столпы ОСВОДа» архитектора Степана Липгарта (группа «Дети Иофана»). Образ башен – две руки, соприкоснувшиеся запястьями и раскрытые ладонями к небу. Название заслуживает отдельного приза. Не знаю, помнит ли кто, что ОСВОД – это общество спасения на водах, на самом деле слышны «Столпы свода», небесного то есть. Получается совсем как-то высоко. Плюс классические аллюзии к арке Главного штаба в Петербурге, так как башни стоят под углом друг к другу.
В народном конкурсе победила «Плотояхта» команды Х-10.
В номинации «Дизайн городской среды» и народ и жюри сошлись во мнениях и отдали голоса летней площадке «Гнездо» Станислава Горшунова. Кафе находится на крыше 6-тиэтажного здания в Нижнем Новгороде. Гнездо сплетено из шестиметровых досок.
Специальный приз от генерального партнера и организатора Премии компании Honka завоевало бюро Wowhaus, которое превратило Парк культуры в среду для креативного класса. Деревянные оливковый пляж, каток, кинотеатр «Пионер» стали модными местами вслед за знаменитой деревянной «Стрелкой». Руководитель проекта АРХИWOOD Юлия Зинкевич вручила приз «Архферме» «за освоение новых территорий». Это место в Тульской области поставляет объекты для конкурса и превратилось в настоящий арт-кластер.
Подводя итоги, можно сказать, что премия АРХИWOOD, наряду с выставкой классической архитектуры куратора Максима Атаянца (см. Эка.ru), – самое серьезное событие биеннале. Причем уже третий год. Приходишь к выводу: архитектура должна быть либо классической, либо – если она модернистская – деревянной. Бетонный модернизм в старости безобразен, стеклянный безобразен еще раньше, если он немытый, люди эти здания не любят и упорно не хотят признавать памятниками. Исторический же город мил всем без исключения (все модернисты живут в классических зданиях), и столь же популярна и вечна в людской привязанности деревянная архитектура: городская и деревенская, частная и общественная – но всегда уместная, изящная, теплая и универсальная. Вообще пора премии АРХИWOOD расширяться до масштабов телепередачи.