ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА – ПОИСК ИНВАРИАНТОВ
ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА – ПОИСК ИНВАРИАНТОВ
admin пт., 23/09/2011 - 10:34
С выставки «Уилл Прайс. Параллели» в МУАРе
В феврале – марте в муаровской «Руине» прошла выставка «Уилл Прайс. Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде», организованная АрхиWood. Куратор – Н.Малинин, руководитель проекта – Ю.Зинкевич, дизайн – А.Кочуркин при участии Н.Шендрик.
Экспозиция представляла собой заинтересованный кураторский взгляд на книгу-фотоальбом У.Прайса «Architecture in wood», выпущенную в 2005 г. в Великобритании и переведенную в России год спустя. Этот интерес проявился как в ее оригинальной структурной выстроенности посредством обнаружения парных созвучий в логике старое / новое, так и целенаправленном привнесении современного слоя, занимающего подчиненное место в фотосюите У.Прайса. По сути, куратор подхватывает очевидную центрированность британского фотографа и исследователя на поиске инвариантности деревянной архитектуры, того, что является неизменяемым ядром, некой константой, связывающей ее – как исторически, так и географически.
Эта резонансная сцепленность деревянной архитектуры – традиционной и современной – находит отражение в прозрачной дизайнерской метафоре. Речь идет о придуманном А.Кочуркиным тройном замке, соединяющем подвешенные к стропильным конструкциям пары фанерных боксов-раструбов, выступающих главными носителями информации: на их боковых гранях напечатаны фотопары с комментариями куратора. Именно так – по-простому, встык, без каких-либо накладок – устраивались дощатые кровли в народном жилище.
Всего подобрано более 60 пар, каждая из которых имеет свое имя – скажем, «Крытая лестница», «Гомогенное» или «Дом на воде». Нам показалось небезынтересным классифицировать эти изобретенные куратором обозначения: в результате получился десяток таксонов с явным лидерством «Архитектурной детали», «Композиционных средств» и «Типологий». За ними следуют «Архитектурная форма», «Технологии», «Качества и свойства». Несколько рубрик – в частности, «Местоположение», «Интерьерные приемы», «Инженерия» и «Экзистенция» - объединяют всего по одному-два наименования, как, например, последний с его «Видом» и «Одиночеством в ландшафте».
Какие-то мизансцены подогнаны идеально и обнаруженные компаративные пересечения, можно сказать, выявляют те самые инварианты, высекая новое знание. Как, к примеру, церковь Рождества Богородицы в деревне Передки, 1530 г. / House 133 П.Костелова, 2009 г., проходившие под именем «Структуры», с их структурной полифактурностью и программным многообразием. Или органическая архитектура церкви Св.Параскевы в Марамуреш, Румыния, 1604 г. / музея Велде и Даниленда Э.Каллинена, 2002 г., отличающихся сверхтекучестью крупной формы, объединенных дефиницией «Криволинейное».
Однако некоторые сопоставления страдают, работают, мягко говоря, внатяг. Взять сеновал в Нумедале, после 1250 г. / сарай в Николо-Ленивце от «Меганома», 2006 г., проходящие под грифом «Свет», который настолько же играет принципиальную формообразующую роль в российском случае, насколько безотносителен в норвежском. Или, скажем, сведенные под шапкой «Город» жилой дом XIX в. в Нижнем Новгороде / магазин Peek & Cloppenburg в Кельне Р.Пиано, 2006 г., имеющее к собственно городу ровно такое же отношение, что и любой другой внутригородской объект, тем более что о какой-то особой градообразующей роли если и можно говорить, то только в случае с торговым центром.
Впрочем, такие легкие несовпадения вряд ли заметны глазу обычного посетителя. Он приходит на выставку не для того, чтобы ухватывать методологические тонкости. Главное, что он выносит, помимо расширения эрудиции и кругозора – осознание универсальности дерева как строительного материала, его принципиальной неустареваемости, многоадресности и всеотзывчивости.
Жанр как самой выставки, так и сопровождающих ее текстов находится на стыке серьезного научного исследования и легкомысленной эссеистики. Аналитическая строгость соседствует с поэтическими вольностями и игровыми превращениями. Подобный фьюжн выглядит продуктивным – уж точно работает на расширение зрительской аудитории, вовсе не ограничивающейся профессиональным цехом. Для архитектурных выставок это не вполне заурядный эффект.
|
|