чт., 09/04/2008 - 15:42
Сегодня мы, более чем когда-либо, смотрим на дерево с точки зрения органически присущих ему свойств формообразования.
Как уже упоминалось, использование дерева в современной архитектуре идет по двум направлениям: применение природной древесины и деревоклееных конструкций. Как в первом, так и во втором случае отработаны конструктивные системы, основанные на использовании физических свойств древесины. Эти свойства служат важным фактором, определяющим и обусловливающим эстетику материала и форм из него.
Мастера архитектуры на основании опыта прошлого строительства высказывали различные мнения о влиянии строительных материалов и их свойств на образование архитектурных форм. Еще в 30-е годы Н. Я. Колли в статье «О материале и стиле» писал о том, каким образом дерево вызвало к жизни собственные оригинальные формы: «Определенные технологические свойства материала — дерева (длина бревен), уровень строительной техники (обработка дерева топором, отсутствие железных гвоздей или креплений) предопределили как самый процесс строительства, так и в основном размеры и форму самих зданий (прямоугольные избы, многогранник шатра) и деталей (световые отверстия, врубки, форма крыши и пр.), что дало органически слитые с материалом архитектурные формы и только им свойственную архитектурную выразительность» [66, т. 2].
Возможности применения дерева в архитектуре в области конструктивного и художественного формообразования представляют большой интерес и кроме познавательного значения имеют практическую ценность.

В древности здания строились из какого-либо одного строительного материала — камня, кирпича или дерева. Это определяло конструкцию сооружения. Так, при применении материалов, плохо работающих на растяжение, требовалась частая расстановка опор и, наоборот, материалы, способные сопротивляться растягивающим усилиям, позволяли ставить опоры па большем расстоянии. В дальнейшем оказалось целесообразным применять материалы в сочетаниях друг с другом, учитывая их природные свойства. Например, в греческих храмах для перекрытия больших пролетов применяли деревянные конструкции. Такой прием широко использовался в постройках Ренессанса, барокко, классицизма и других стилей.
Как показывают исторические примеры, конструкции из сочетаний различных материалов стали впервые применяться в каменных сооружениях, где в перекрытиях использовалась древесина. Однако деревянное строительство в силу универсальности дерева (хорошо работающего на растяжение и сжатие) не претерпело существенных изменений на протяжение веков. Многочисленные примеры показывают, что большинство деревянных построек возводилось целиком из дерева. Только в районах, богатых другими строительными материалами, строились деревянные здания других конструкций, например фахверковые с деревянным каркасом и глинобитным заполнением. В дальнейшем (особенно в XVIII—XIX вв.) наряду ч со строительством полностью деревянных "зданий возводятся сооружения с применением конструкций из более прочных материалов: кирпича, природного камня, а позднее металла и железобетона.
В поисках современных оригинальных конструктивных и эстетических решений архитекторы активно используют облагороженную древесину и клееные конструкции, создавая здания, целиком выполненные из дерева или в сочетании его с другими материалами. При этом комплексное использование различных по физическим свойствам материалов было конструктивно и экономически оправдано и при хороших композиционных решениях не наносило ущерба художественным качествам постройки. Декоративные свойства материалов (фактура и цвет) дополняли друг друга и создавали единство всей композиции.
Наиболее распространенными, сопутствующими дереву материалами являются металл, бетон, природный камень, кирпич, пластики. В одном случае такие материалы являются обязательными для деревянного здания. Это скобяные изделия, фурнитура, предметы сантехнического оборудования, отопительные устройства, кровля и т. п.; для фундаментов используются камень, бетон и кирпич; для кровли и стен — асбестоцементные плиты, шифер, стекло, пластики. В другом случае использование таких материалов не обязательно, но целесообразно в конструктивном, утилитарном и экономическом отношениях. В таких зданиях деревянные конструкции усиливаются дополнительными элементами из металла, железобетона, кирпича, камйя.
К другой категории относятся железобетонные, кирпичные, каменные здания, где дерево не используется в их структуре стен, а применяется в устройстве отдельных частей — крыши, перекрытий, пристроек и т. д. Возможность использования дерева и его свойств в каменных постройках отражена в работах таких финских архитекторов, как Алвар Аалто и К. и X. Сирен. Алвар Аалто перекрыл большой пролет кирпичной столовой университета в г. Ювяскюля крутой деревянной крышей, лежащей на открытых деревянных фермах, которые выполняют не только конструктивные функции, но и служат украшением интерьера столовой. Такой же художественный эффект был получен К. и X. Сирен в здании капеллы технического училища в Отаниеми, где дерево участвовало в покрытии здания. Легкие деревянные фермы просматриваются на фоне дощатой обшивки потолка и кирпичной кладки стен.
Одним из удачных примеров отечественной практики можно считать построенный недавно в Москве Олимпийский учебно-спортивный комплекс «Чайка», включающий гимнастический зал и плавательный бассейн (архит. М. Н. Казарновский, деревоклееные конструкции выполнены на Волоколамском экспериментальном заводе КДК). Здание железобетонное, перекрыто волнистыми сводами на деревоклееных ребрах. Основой конструктивной схемы перекрытия является система оригинальных сегментов, положенных на балки и образующих в целом волнообразное перекрытие.
Применение дерева в интерьере глубоко традиционно и вместе с тем современно. В силу того, что архитектурные элементы интерьера всегда воспринимаются с относительно близкого расстояния, защищены от воздействия атмосферных осадков и имеют своеобразную рассеянную освещенность, им присущи специфические черты — более мелкий масштаб, тонкая проработка деталей и свое цветовое решение. Все это делает архитектуру интерьера более интимной и близкой человеку. «Интерьер не представляет собой нечто архитектурно самостоятельное,— писал Г. П. Гольц.— Он является одним из компонентов стиля, в котором решается сооружение в целом. Каждый стиль, построенный на системе глубоко продуманных и проанализированных законов природы, диктует архитектору и необходимые строительные материалы» [34].
Эстетические качества архитектуры интерьера в большой степени зависят от общего характера здания — его назначения, используемых материалов и конструкций. Поэтому в деревянных постройках интерьеры обычно осуществляются также полностью в деревянных материалах или с применением облицовочных материалов древесноволокнистых плит, пластиков, штукатурки, а в интерьерах каменных зданий дерево используется в виде перекрытий и плафонов, пола, части стен, дверей, лестниц, ограждений, оборудования-и мебели;
Характерными признаками современного интерьера является простота художественных средств — минимальное количество архитектурных деталей, скромность декоративного убранства, цветовые акценты, рациональная и компактная меблировка. При использовании дерева большое значение имеет специфика материала, связанная с его декоративно-художественной обработкой: резьбой по дереву,, выявлением текстуры и цвета древесины.
Каждая порода дерева обладает определенной текстурой, характеризующейся расположением волокон. Цвет является одним из важных, но не обязательных компонентов интерьеров деревянных зданий. «Цвет является подсобным, но не всегда необходимым элементом в архитектуре, — утверждал Г. П. Гольц. — Цветовые акценты — эта своего рода знаки препинания, они подчеркивают ту или иную выразительную черту объема..., но могут быть заменены другими, чисто архитектурными средствами» [34]. Но самое главное — возможность использовать естественные цвета древесины в интерьере (что невозможно сделать во внешней архитектуре). Каждая порода дерева обладает характерным цветом — белым, желтоватым, розовым, оранжевым, коричневым и даже черным. В пределах основного цвета можно получить множество оттенков. В зависимости от времени пребывания древесины на открытом воздухе изменяется ее цвет. Например, сосновые доски, пролежав год, из белых становятся светло-желтыми, еще через два года — охристыми, а при хранении в течение четырех лет и более — коричневыми и даже черными.
Цветовые особенности древесины являются чрезвычайно важным средством в руках архитектора при решении композиционных и художественно-декоративных задач. Не исключается возможность получения необходимых цветов путем окраски древесины прозрачным» красителями, не скрывающими живописный рисунок волокон.
Наиболее ответственными в эстетическом отношении элементами интерьеров современных зданий служат: потолки, стены, полы, двери, лестницы, ограждения, встроенная мебель [102].
В зависимости от архитектуры интерьера потолки могут иметь различную конфигурацию. Они могут быть тектоничными, т. е. отражать конструкцию здания, и декоративными — со скрытой конструктивной основой. По форме потолки выполняются плоскими, скатными и с многообразными криволинейными очертаниями в виде сводов, куполов и др. Стены в интерьере жилых деревянных зданий обшивают тесом или же облицовывают сухой штукатуркой, оргалитом, пластиком, а в зданиях общественного назначения нередко декорируют с помощью резьбы, живописи, инкрустаций из различных пород дерева. В каркасных постройках элементы каркаса иногда служат'своеобразной темой композиции интерьера — рельефные тяги и стойки выделяются на фоне гладких стен. В редких случаях стены уникальных рубленых зданий в подражание старинным деревянным постройкам не облицовывают.
Существенными композиционными элементами интерьера являются дверные проемы и полотна дверей. Внутренние двери современных зданий характеризуются лапидарными решениями в конструктивном и эстетическом отношении. Это в основном однопольные и двупольные двери с глухим или остекленным полотном с геометрическим рисунком переплета (см. гл. 1).
Большой интерес представляют деревянные лестницы в интерьерах общественных зданий и жилых домов с квартирами в двух уровнях. Здесь лестницы служат элементами, в значительной степени определяющими художественные качества интерьера. Наряду с чисто утилитарным назначением лестницы всегда служили и служат целям эстетического восприятия пространства и окружающей среды. Объемные композиции внутренних лестниц отличаются значительным разнообразием по форме и деталям — косоурам, тетивам, ступеням и ограждениям. Их можно классифицировать на два основных вида: лестницы прямоугольных форм (на тетивах или косоурах) и круговые лестницы. Построение как прямоугольных, так и круговых лестниц целиком зависит от пространства, где они располагаются, что практически и определяет их конфигурацию.

Рассматривая различные приемы композиции внутренних лестниц, нужно отметить, что их физические размеры не позволяют в обычных условиях воспринимать их полностью с какой-то одной стабильной точки. Между тем открытая деревянная лестница выглядит эффектнее и подобно красивой мебели служит украшением помещения. Впечатление от таких лестниц, рассматриваемых вместе с другими деревянными элементами интерьера — стенами, плафоном, дверьми, окнами и декоративными деталями, — формирует целостное впечатление об его архитектуре. Учитывая это, архитекторы в необходимых случаях отдают предпочтение открытым лестницам.
Открытые лестницы -в зависимости от композиционного решения интерьера делаются: одномаршевыми (марш примыкает к одной из стен помещения), двухмаршевыми (марши располагаются вдоль двух сопрягающихся степ) и трехмаршевые.
Эстетические возможности дерева как архитектурного материала в интерьере могут реализоваться с большим художественным эффектом при возведении круглых и многогранных лестниц. Оригинальные конструкции стоек, профилировка косоуров, форма ступеней, прорисовка ограждений активно участвуют в формировании эстетических качеств лестницы и интерьера в целом. В течение последних лет были отработаны два основных типа конструкций круговых лестниц: с креплением остова лестницы на осевом столбе и с помощью гнутых косоуров. Применяется также веерное крепление ступеней на металлической стойке. Все элементы конструкций и, ограждений деревянных прямолинейных лестниц выполняются из высокосортной офактуренной древесины, а для изготовления круговых лестниц широко используется клееная древесина.
В интерьере современного дома стандартной обстановкой становятся встроенная мебель и элементы оборудования, представляющие собой различного типа стенки, шкафы, подставки для телевизоров, стойки с полками для книг и художественных изделий. Такого рода мебель отличается большим разнообразием и применяется главным образом в жилых домах, общежитиях, гостиницах, торговых помещениях, библиотеках и других аналогичных общественных зданиях. В стилевом отношении она строго увязывается с архитектурой интерьера.
Художественное выражение формы и поверхности. При рассмотрении композиционно законченного сооружения и его влияния на эстетическое восприятие принято учитывать две главные особенности: восприятие «формы» и восприятие «поверхности».
Эстетика формы подразумевает композицию или какой-либо другой прием, при помощи которого физические качества объекта преобразуются в художественные.
В деревянном строительстве всегда применялись логически обоснованные открытые конструкции, которые выявляли тектонику сооружения. В современной архитектуре эта тектоничность получила еще большее развитие. При этом выявлению эстетики формы способствует сам материал. Правдивость материала всегда являлась существенной частью восприятия архитектуры, «Сила воздействия архитектурного памятника на человека, тектоническая мощь выражения стены, — писал И. В. Жолтовский, — в большой степени зависит от умения правдиво подать материал, из которого возведено здание, — чтобы камень максимально играл всей своей сущностью, мрамор был мрамором и дерево — безусловно деревом» [38]. *
Формы небольших деревянных построек легко воспринимаются зрителем, что объясняется их своеобразным построением, основанным на рельефных членениях плоскостей.
Зрительное восприятие не обладает полной силой в связи с тем, что глаз человека своеобразно воспринимает глубину. Поэтому цельные нерасчлененные геометрические формы с трудом воспринимаются человеком, так как в них отсутствуют рельефные элементы, облегчающие восприятие. Можно привести примеры из классической архитектуры, когда отдельные части памятника — карнизы, колонны, выступы, проемы — создают ответственные метрические или ритмические членения, помогающие восприятию объекта. Например, карнизы, создающие тени на антаблементе, и в свою очередь антаблемент, бросающий тени на поверхности между колоннами и, наконец, сами колонны, поставленные вокруг греческого или римского храма, создают четкое представление о массе сооружения, облегчают ее восприятие целом.
Монотонные, дощатые поверхности стен деревянных сооружений (за исключением рубленых), лишенные членений, в целом не способствуют восприятию архитектуры. В старину строители стремились с помощью рельефа и других членений оживить поверхность зданий и в конце концов создавали высокохудожественные памятники деревянной архитектуры. В современных деревянных постройках применяется членение на отдельные объемы или плоскости, открытые конструкции, простенки и проемы, балконы, лоджии и т. п. Это создает свето-теневые эффекты при композиционной целостности сооружения и способствует активному выявлению архитектурной формы.
Примером рельефных членений поверхности стены может служить здание дома отдыха литовского колхоза им. Кирова Молетайского района, где мощные выносы карнизов, бросающие глубокие тени на фасадах, балконы, окна и мощная крыша способствуют активному зрительному восприятию формы и масштабности сооружения. Второй пример — дом в пос. Быково Московской обл. показывает, что большую роль играет не только геометрическое построение фасада, но и рельеф, связанный с фактурой материала и декором.
Другим средством, помогающим восприятию архитектурной формы в дереве, служат конструктивные элементы, открытые зрителю; «Ясно, что вещи, создаваемые современным художником, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности, — писал А. А. Веснин, — построенными по принципу прямой и геометрически кривой...» [25]. Элементы конструкций в сооружении могут быть главным композиционным акцентом и художественным средством.
В уникальном культовом здании бельгийского г. Либрамон перекрытия решены в открытых конструктивных формах с ритмической раскладкой их элементов по системе треугольников. Конструкция плафона является главной художественно-декоративной темой интерьера, а поверхность стен приобрела второстепенное значение. Параллельно с этим развивались тенденции усложнения пространственных конструктивных элементов. Таково, например, здание ресторана Мерепинга, расположенного близ Таллина, где конструктивные формы интерьера превращены в формы художественные. Легкие стропила и ригели являются основными элементами, создающими его выразительность. Поверхность плафона отодвинута на второй план и служит только фоном для конструктивной системы.
Художественные качества формы проявляются не только в результате применения традиционных деревянных элементов, но возникают и из сочетания дерева с другими материалами. Так, в интерьере плавательного бассейна в г. Корбей-Эссон (Франция) деревоклееные конструкции и дощатые плафоны прекрасно согласуются с бетонными контрфорсами. В этом интерьере древесина не основной материал, оснгва здания выполнена из железобетона, но несмотря на это дерево является ведущим композиционным средством. Оно перекрывает 60-м пролет в виде мощного свода, поверхность которого художественно объединена с пластичной фактурой бетонной стены. Архитекторы П. Шеметоз и Ж. Дерош уделили большое внимание художественному образу интерьера с привлечением дополнительных декора-" тивных-средств — великолепных витражей. Эта .-работа еще раз подтверждает большие возможности использования древесины в современной архитектуре.
Формообразование деревянных построек, как было показано ранее, обусловлено принятой конструктивной схемой, функциональными и эстетическими требованиями. Декоративно-художественные возможности дерева как архитектурного материала могут реализоваться в еще большей мере при решении внешнего облика здания. Это находит свое выражение в комплексе элементов, формирующих пластику фасадов. К таким элементам относятся,- карнизы, наличники окон и дверей, балконы, террасы, декоративные украшения. При этом характер материала — дерева — и соответствующий ему масштаб способствуют выразительности не только здания в целом, но и отдельных его элементов.
Одним из старейших элементов фасада является карниз, который служит не только композиционным завершением фасада, но и выполняет чисто утилитарные задачи — предохраняет поверхность стен от атмосферных осадков и прикрывает торцы конструктивных элементов покрытий. Такие же функции выполняют карнизы и деревянных построек. Однако в современной деревянной архитектуре карниз перестал быть обяз.ательным элементом, так как в связи с внедрением в строительную практику высокоэффективных сохранных пропиток
